По следам Странников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » По следам Странников » "Ощупывая Светлого Слона" » Иллюзия познания


Иллюзия познания

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Иллюзия познания /  Зачем люди готовы искать, но не находить ответы?!

Недавно наш друг пригласил поучаствовать нас в обсуждении одного вопроса на другом форуме. Мы осторожно предложили свою помощь в рассмотрении вопроса, но не получив отклика и увидев, что там собралось достаточно сильных умов, мы со спокойной совестью покинули обсуждение. И в дальнейшем речь пойдет не о том форуме или тех людях, а о механизме познания.
Дело в чем, человек, пригласивший нас на тот форум, очень точно подметил что, несмотря на присутствие сильных мыслителей и эрудированных участников, в обсуждении нет некоего стержня! И это можно наблюдать у людей практически в любом обсуждении, любого вопроса. Немного зная основу данной тематики и наблюдая со стороны (не вовлекаясь в процесс), большая часть сознания высвобождается и становится значительно проще наблюдать за общим фоном происходящего. При таком наблюдении легко было заметить, что люди, действительно и искренне задаваясь вопросом познания, на деле, как только подходили чуть ближе к ответу, или даже встав на сам ответ, потоптавшись быстренько спешили уйти в сторону. Складывалось ощущение того, что сколь искренне люди вначале  пытались найти ответ на поставленный вопрос, позже, столь же искренне старались всеми силами не замечать ответа, который, казалось бы, так искали! Со стороны все это вызывает улыбку, недоумение и т.д., пока не понимаешь, что сам поступаешь точно таким же образом с любым вопросом познания! Представьте, что на все наши вопросы, мы получали бы сразу прямые ответы, которые сразу бы становились доступными нашему сознанию. Наверное, мы бы постигли всю вселенную, истратив совсем немного слов. Понятно дело, я упрощаю сложность вопроса до прямолинейных решений логического разума. Проблема самообмана в познании (когда мы сами же, по каким-то причинам увиливаем от прямых ответов) остается и, думаю, достаточно очевидна. Вот об этом у нас и зашло бурное обсуждение в присутствии Странника. Через какое-то время, послушав наши предположения по этому поводу, в разговор вступил Странник. И вот что он любопытно и просто объяснил по этому поводу.
«Дело в чем. Вы совершенно правильно рассуждаете. Но видя ситуацию изнутри, вам сложно прийти к правильному ответу! Хотя вопрос поставлен достаточно правильно! Вы правы, когда речь идет о познании какого-то вопроса, то первым делом, всегда (!) нужно определиться – кто участвует в обсуждении?! Практически все люди, не встречаясь и не зная о других формах постижения, принимают описываемые вами «блуждания» разума, за единственно возможный и правильный способ найти истину. Но мне придется вас разочаровать, при помощи этого (прим. имеется ввиду уровень сознания современного человека т.е. «интеллектуальный») инструмента нельзя найти истину! :( Давайте сразу оговорим, что то, что я сейчас вам пытаюсь объяснить, вам недоступно в силу отсутствия опыта «просветления», другими словами, из-за отсутствия опыта достаточно глубокого выхода за пределы логического мышления. Поэтому нам придется постигать проблему, в отражении нашего, человеческого понимания. А потому, я опять вас попрошу ненадолго доверить мне ваше внимание и ваше сознание. А выводы вы сделаете позже, когда я закончу объяснение. ;) Давайте, я опишу вам ситуацию, которая хоть немного покажет вам тщетность попыток получить правильный ответ. (Включаем возможность общения через Рупа Локка ;) )
Попробуйте представить, что вы стоите в совершенно темном месте. Подчеркиваю, вам совершенно ничего не видно! И неожиданно мимо вас проносится «нечто». В темноте вы совершенно не можете определить того, что пронеслось мимо вас. Вы даже не можете понять, что что-то пронеслось. Но у вас появляются ощущения, которые отфиксировали некоторое изменения рядом с вами. Вы могли почувствовать изменение запаха, или вас обдало движение воздуха, вы могли ощутить некие тепловые ощущения от пронесшегося объекта, некоторые объекты даже нас задевают, надолго оставляя болезненные или наоборот приятные впечатления от соприкосновении с ними. А теперь, представьте, что собралось несколько человек, которые находились на различном расстоянии от пронесшегося «нечто». А еще, у всех этих людей неодинаковая чувствительность их органов чувств. Как вы думаете, какова вероятность того, что эти люди смогут найти ответ на вопрос – что же это было?! (прим. Темнота, в данном случае, символизирует отсутствие некоего уровня знания, превышающего систему логического познания человека. Другими словами, темнота, это отсутствие т.н. «раскрытого сознания») Наблюдая за диалогом этих людей, вы очень быстро поймете, что они разговаривают не об этом, непонятном «нечто», о котором и сказать то им нечего, а о «главном», что они вынесли из этого соприкосновения, т.е. ….. правильно, люди будут говорить о своих ощущениях:rolleyes: 
(прим. Здесь мне сразу вспомнилось обсуждение темы «Любовь» :pooh_lol: )
Думаю, теперь вы начинаете догадываться, что найти правильный ответ на вопрос, «что это было?», - эти люди просто не могут! Хочу обратить внимание на тот факт, что то, что пронеслось мимо них («нечто»), им совершенно незнакомо (оно не входит в их опыт)! И это действительно непреодолимое препятствие для нашего сознания (а отсюда и познания ;) ). Теперь же представьте, что неожиданно, кромешная мгла начинает озаряться светом. Пока этот свет недостаточен, человек может видеть только смутные образы. Они конечно интересны, но они дают не на много больше знания о предмете вопроса, нежели у  людей находящихся в темноте. Единственное, в чем будет наблюдаться прорыв, так, наверное, только в том, что такой человек сможет быстрее распознать приближение этого «нечто», дольше его сопровождать в своих ощущениях, лучше сконцентрировать свои чувства на этом объекте, и, что очень важно, он сможет определять (различать) некоторые схожие  влияния, идущие от других объектов! (прим. Речь идет о том, что в буд. практике известно как «способности к различению», без которого считается невозможно достижения высоких уровней познания.) Но если свет, будет увеличиваться и увеличиваться, то наступит момент, когда неясное пятно, превратится в видимый и понятный объект, к примеру, вы поймете, что пробежал лось! В одно мгновение, вы достигнете понимания, которое не сможет вам дать обсуждение ощущений, на протяжении многих воплощений! Вспомните, что говорят о познании в состоянии просветления! Там нет понятия познавания, что (присутствует на земле ;) )но «там», есть понятие мгновенного познания!!! Это как будто вам резко включили свет и то, что вы до этого не видели, приобрело четкие и понятные очертания. (С. улыбается и внимательно смотрит на нас, пытаясь понять, поняли мы то, что он нам только что сказал?!)
Если вы это поняли, то теперь еще представьте, что того «лося», которого увидел просветленный, не видел никто из других людей, которым он пытается рассказать. Мало того, что эти люди никогда не видели такого животного, они еще и не верят, что такое животное, вообще может существовать на земле! Даже в языке нет значений, которые могли бы передать людям определение этого «лося». Зато, в языке этих людей есть множество слов предназначенные для передачи своих ощущений и тот, кто увидел «лося», пытаясь передать что-то новое, скоро сам запутывается в несоответствующих понятиях и замолкает. Теперь вы можете понять, как трудно передать подобное знание, даже если ты действительно видел «настоящего лося». (С. просто заливается смехом, видимо, думая о чем-то своем :) )
Помните, вначале я сказал, когда речь идет о познании какого-то вопроса, то первым делом, всегда (!) нужно определиться – кто участвует в обсуждении?! Потому что, если в обсуждении участвуют те, кто не видел, а только чувствовал, что-то, то обсуждение неизбежно пойдет о чувствах людей, т.е. ............ о самих людях и их опыте, но не о предмете познания, которого будут касаться всегда только вскользь!!!
Но и это еще не все…»
(Окончание читайте ниже...)

0

2

(Окончание)
(С.) «Но и это еще не все…
Выше, мы коснулись только трудностей познания. Теперь же коснемся того, что нам еще ближе. А именно, нежелание познания!
Да-да, именно нежелание, я не оговорился!
Каждый из нас подсознательно не желает достичь познания. Не догадываетесь почему?
Я попробую объяснить. (Обращается к одному из ребят) Представь себе, что-нибудь очень вкусное. То, что ты очень любишь есть и сейчас бы с огромным удовольствием съел бы?! К примеру кусок вкусного торта?! Представил? (парень кивает) А теперь представь, что я делаю так (С. поднимает руку и щелкает пальцами) и этот кусок вкусного торта, оказывается уже в тебе! В лучшем случае в животе, а в худшем, значительно ниже по пищеварительной системе и уже просится наружу! ...
Так что ты почувствуешь при таком развитии события?
(Похоже, разочарование почувствовали все, что в несколько голосов сразу и высказали)
Правильно,  - согласился С., - большинство людей, при таком развитии событий почувствует себя обманутым, и совершенно не захочет так «есть вкусный торт»! Вкусное приятно не съесть! Его приятно есть!!! А познание, это даже не вкусный кусок торта, за познанием стоят значительно более мощные процессы, которым «неинтересно» чтобы мы сразу заглотили этот кусок, более важно, чтобы мы вкушали эту вкусность! :) Может кто-то из вас догадалсся, что за этим стоит, но я уже дал достаточно подсказок. ;)
Если приглядитесь повнимательней, то заметите, что как и в примере с тортом, люди часто сильно заблуждаются, когда говорят о желании познать, на самом деле, в своем повальном большинстве люди не хотят ПОЗНАТЬ, они хотят ПОЗНАВАТЬ!!! Это еще одна из причин, по которым Учителям, часто совершенно не имеет смысла вмешиваться в процесс познания!
Учителя, это прямой путь, ведущий к познанию! А успешно «блуждать» можно и без Учителей и Мастеров!»
Тут один из ребят сказал:
Похоже, я понял, о чем тогда шла речь, когда Лена воскликнула: «Так значит, любая конфета, съеденная без удовольствия – зря съеденная конфета?!»
Он хотел еще что-то сказать, но Странник приложил палец к губам, и улыбаясь сказал: «Пусть остальные сами мыслят…» ;)

0

3

Алек

Блуждающим разумом нельзя найти истину …
Да, это так.
Но …, именно невозможность видения истины, и позволяет к ней прийти … ;) Ибо только заблуждения и ошибки и позволяют свершиться РАЗДЕЛЕНИЮ, порождающего Истину, - подобно порождению воды для рыбы, каким-то образом временно вырвавшейся в воздушное пространство или на сушу …
У блуждающего разума всегда есть шанс перестать быть таковым!

И это вовсе не парадокс, поскольку блуждающий разум пребывает как бы внутри логики, используя её в качестве инструмента познания, которым и увлекается (как здорово это показал С.) Для вырвавшегося за пределы …, обычная логика предстает  в своей цельности, как для грибника лес, изображенный на его карте. Поэтому он использует её уже по иному (не блуждает ;) ), а в качестве адекватного средства для описания увиденного за её пределами.

То, что человек вообще способен хоть как-то осознавать, - уже логично само по себе …, ибо отсутствие логики (выход за пределы логики), - это всего лишь выход, в той или иной степени, (соприкосновение) с иным уровнем логики. По-моему, сознание просто не способно проявлять самое себя вне какой-либо логики (независимо от понимания или не понимания её).

Если бы это было не так, то Странник никогда не заговорил бы со своими друзьями, и никогда не возникла бы пара – учитель/ученик, непостижимое таинство взаимодействия которой ИНОГДА способно сотворить чудо, прыжок через бездну …, которому учитель не может научить, а ученик осуществляет вопреки и благодаря учителю … ;)

Иными словами, «отсутствие логики» - это лишь имя того, в чем пока не смогли усмотреть свою логику …

Даже отсутствие логики, является своеобразной логикой ;)

Попробуйте, например, попытаться объяснить какому-нибудь малышу математику, физику, химию, биологию, астрономию и т.п. … А ведь эти отделы современной науки, по сути своей, являются всего лишь различными проявлениями (формальными проявлениями, - формализмами) применения одной и той же логики к природе (правда, - к различным её аспектам). Для этого малыша, мы, наверное, представляемся «просветленными» неизвестной для него логикой, о которой пытаемся говорить различными образами …

Каждый вырвавшийся в сферу иной логики, возвращаясь обратно, конечно же, может и молчать …, не утруждая себя построением каких-то адекватных формальных образов увиденного … Но мне кажется, что именно усилия (и даже - сверхусилия) по определенной формализации изначально невыразимой иной логики, подобно перевариванию и усвоению драгоценной пищи, без которых просто невозможен никакой рост.
И в этом смысле, учитель нуждается в ученике не менее, чем последний в первом!

Для вырвавшегося за пределы … человека, вся ценность ситуации состоит не в том, что он может увидеть нЕчто качественно иное (новое), а в том, что он получает уникальную возможность сравнить «до» и «после». Ибо Истина – неизменна и постоянно присутствует во всём! К этим словам можно относиться по-разному …, но они являют собой величайшее проявление справедливости и благости Божьей. Поскольку (как я об этом уже где-т здесь писал) позволяют каждому человеку пребывать всегда в одном единственном шаге от Бога, от Истины.

Сумев увидеть это самое неизменное, присутствующее и «здесь», и «там» как бы в преходном контрасте, человек соприкасается с самой Истиной и получает шанс её постичь.

Однако, как правило, прорыв за пределы … всегда происходит спонтанно, даже тогда, когда его ожидаешь всю свою жизнь, поскольку он всегда происходит совсем не так, как ожидаешь! Поэтому человек, в состоянии подобного прорыва, более увлекается тем, ЧТО он начинает видеть, а не самим ПЕРЕХОДОМ (тем, что у него осталось неизменным).
В этом смысле, такой увлеченный просветленный, по сути своей, ни чем не отличается от обычных людей, пережевывающих все своей логикой. Просто одни увлечены одним, а другие – другим …

Поэтому до тех пор, пока вышедший за пределы … пытается говорить о том ЧТО он «там» увидел, между «здесь» и «там» всегда будет существовать бездонная пропасть … Только обратив свое внимание на то единое (неизменное), что лежит в основе видения и «здесь», и «там» (в основе любого видения), просветленный получает в свое распоряжение драгоценный материал, из которого может возвести мост …

Если взлет «туда» осуществляется всегда спонтанно, то возвращение «сюда» обратно происходит уже более или менее осознанно, что в значительной степени повышает шансы увидеть неизменное в само ПЕРЕХОДЕ … Поэтому так и важно любое усилие (работа) по формализации (построению адекватного образа) того, что сумел увидеть «там», поскольку сама формализация – есть попытка соприкосновения «здесь» и «там», в которой они совпадают, являются одним и тем же …

Кстати, С. в своем примере с тьмой … очень удачно (на мой взгляд) акцентирует внимание именно на том самом неизменном «здесь» и «там», которое и позволило ему говорить, а его друзьям – понимать его! ;)

И в заключение немного о познании …
Познание может быть и иным … ;)

0

4

За постом Алека, как всегда, видны сильные мыслительные процессы. Всегда приятно почитать!

Алек написал(а):

Познание может быть и иным …

Я бы даже продолжил эту мысль. Видов познаний столько, сколько в Мире существует живых "единиц" (не ко всему живому подходит человеческое понятие "существо"). А т.к. неживых "единиц" в Мире не существует, то..  :rolleyes:

0

5

Алек написал продолжение в личку (мне очень понравилось. а некоторые части показались даже очень красивыми):
Здравствуйте!

Возможно, я не достаточно ясно и четко выразил свои мысли, но я вовсе не собирался спорить, а только хотел несколько дополнить …

Попробую пояснить то, что я имел ввиду.

Сам блуждающий разум, посредством того, что он называет познанием, прийти к Истине, конечно же, не может, поскольку к Истине незачем идти, - она всегда и неизменно пребывает с нами.

В месте с тем, этот же блуждающий разум, вместе со своим устремленным познанием, создает благоприятные условия (как тьма для света) для постижения Истины в любой момент и в любом месте. Пытаться дойти до Истины, все равно, что искать и пытаться ей овладеть в ещё не наступившем будущем, не обращая никакого внимания на настоящее. То самое настоящее (или теперь), которое единственное обладает всей мощью свершений …
В этом контексте Мир современных искателей, по-моему, вполне можно сравнить со знаменитыми Платоновскими тенями в пещере …, только в их более светлых образах, когда человек усиленно пытается рассмотреть что-то в бесконечной дали, при этом, совершенно не замечая, на чем он уже стоит, располагая возможностью всматриваться в эту самую даль ;)  И он так увлечен этим высматриванием Истины там, вдали, что не в состоянии обратить свое внимание и понять, что по сути своей «там, вдали» ничем не отличается от «здесь, под ногами» …

Так вот, это самое устремление блуждающего разума вдаль познания, уже самим своим существованием обуславливает (определяет) и ИНУЮ возможность (противоположный вариант), когда внимание вдаль трансформируется во внимание себе прямо под ноги …
Всё это так же естественно и подобно тому, как за тёмной ночью неизбежно наступает светлый день …

Поэтому, с одной стороны, сам по себе, как таковой, блуждающий разум и его познание к Истине не могут привести. Однако, с другой стороны, сам факт их осуществления, способствует проявлению так же и закономерной [противоположной] альтернативы, рано или поздно, но неизбежно придущей на смену первому, подобно тезису, доведенному в своем совершенном развитии, превращающемуся в антитезис …

Но, чтобы увидеть такую альтернативу, нужно отделить самого себя от блуждающего разума, вырваться за его пределы, чтобы иметь возможность как бы со стороны взглянуть на него, обратив пристальное внимание на его обратную (теневую) сторону. Поэтому я и написал раннее, - «У блуждающего разума всегда есть шанс перестать быть таковым!»

Об ином познании напишу позже, если надо? …

0

6

Алек пишет:
Можете поступать с тем, что  я Вам написал, как угодно.

Высылаю вторую часть, которую написал тогда же. Быть может, она Вам покажется интересной ...

Странникам

Прежде, чем продолжить раскрывать образ иного познания, я хотел бы обратить внимание на то, что всё мной описываемое не является результатом каких-то мёртвых (алгоритмических или механистических) рассуждений. Сегодня я более склонен полагать, что это более напоминает некое своеобразное видение, контролируемо возникающее в необычном состоянии сознания в виде определенный системы образов (которую остается только вращать, чтобы обеспечить как бы одновременное созерцание её со всех сторон). Эта целостная система образов, лишь в своей изначальной основе имеет спонтанный характер, основная же масса элементов её составляющих, являет собой плод моих сознательных и целенаправленных усилий, порожденных реальным опытом многочисленных попыток объединения с самыми разнообразными и разнородными аналогичными видениями других людей и феноменами природы.

Другими словами, то, что мне посчастливилось увидеть, ощутить и пережить необычным образом (это когда необычные и невыразимые переживания, спонтанно облекаются в какие-то косвенные адекватные для меня образы) …, изначально вполне соответствовало тем предрасположенностям, способностям, устремлениям, … - всему моему жизненному опыту, - его фокусу, которыми я обладал до этого момента. То, чем я располагаю сегодня, уже качественно отличается от этих изначальных спонтанных образов, поскольку я как-то ощутил для себя возможность вырваться за пределы моих личностных рамок и индивидуального жизненного опыта, воспользовавшись для этого аналогичным опытом других людей и самой природой. По сути своей, я сознательно и целенаправленно попытался создать цельную и по возможности максимально абстрактную (ничем не обусловленную) систему адекватных образов, позволяющую как бы гармонично её проецировать на любой опыт или феномен, обеспечивая тем самым его цельное и исчерпывающее понимание (пос!
тижение). Абстрактную, - совсем не означает, что  мертвую!

Всё это я говорю лишь с одной целью, - я хочу попытаться создать такой настрой у читающего эти строки, чтобы мой достаточно абстрактный и кажущийся механистичным стиль изложения мыслей и идей воспринимался ни как какое-то пустое, отталкивающее и закостенелое мудрствование или философствование, не имеющее за собой ничего конкретного, а как своеобразную живую матрицу (кристаллическую решетку или универсальный сосуд), пустота которой способна уместить в самою себя всё, что угодно во всей своей естественной полноте (любой опыт, любой феномен, любую идею, …).

Надеюсь, что дальнейшее изложение моих представлений об ином познании, несколько прояснит то, что я, возможно, витиевато пытался здесь, вначале, сказать.

Каждый человек всегда и неизменно пребывает всего лишь в одном-единственном шаге от Бога, от Истины. Сегодня не перестаю повторять эти слова, которые (по моему мнению), подобно таинственному и мощному рычагу, способны сдвинуть с мертвого и привычного места всякого человека, удостоившего их своего драгоценного внимания.
Именно благодаря этой величайшей справедливости и благости Божьей, всегда и во все времена существовали человеки, сумевшие сделать этот самый удивительный и таинственный шаг, независимо от уровня своей образованности, цивилизованности, эпохи и принадлежности к племени.

Думаю, что человек в этом смысле является уникальной сущностью Мироздания, поскольку проявлением своей собственной воли и свободы способен как бы «досрочно» (по готовности, - в любой момент своего существования) осуществить этот шаг - кардинальную трансформацию своего сознания с помощью самого же сознания, уподобившись при этом небезызвестному барону Мюнхгаузену, который, как известно, сумел вытащить сам себя за собственные волосы из болота, вместе с лошадью.

****

{Представьте себе две громадные ступени, отстоящие друг от друга по высоте на величину, превышающую рост человека. Край нижней ступени граничит с бездонной и темной бездной. Человек пребывает на этой самой нижней ступени. Дальний край верхней ступени недоступен для полноценного и буквального созерцания …, и эта недоступность порождает в сознании человека представление о какой-то аналогичной, видимой на его ступени бездне, только иной, - светлой. По сути своей, вторая ступень у человека ассоциируется со стеной, за которой пребывает беспредельный таинственный и притягивающий к себе свет (небо).

Когда человек смотрит вдоль этой стены второй ступени, то он видит, что там вдалеке его ступень соединяется с верхней … Надо отметить, что у этого человека существует некоторая степень свободы для определенных видов деятельности в пределах пространства, предоставляемого самой ступенью, которое заключено между стеной второй ступени и бездонной темной бездной (ширина ступени). Именно этим и занимается в своей жизни подавляющее большинство людей …
Однако среди общей массы людей находятся и такие, которые по той или иной причине, но устремляется туда, где две разные ступени становятся одной, где скрывается неуловимая тайна … И вот, они начинают идти … Время от времени, среди этих идущих появляются отдельные человеки, которые уже пресытились таким путешествием, или влекомые каким-то невыразимым чувством, или вообще случайно (если это понятие будет здесь уместным), и поэтому они качественно меняют свою тактику, - они, подпрыгнув и вцепившись руками за край второй ступени, пытались подтянуться и хоть как-то заглянуть туда, куда бесконечно идут остальные. Большинство из них срывались и падали обратно. Некоторым удавалось лишь краешком глаза заглянуть туда (на вторую ступень) … И только единицам из всех смутьянов достало сил и удалось забраться на эту самую заветную ступень … При этом, любой полученный ими результат (опыт), порождал в своем развитии (в сознании экспериментатора) массу различных вариантов … ;) , о которых, п!
ожалуй, здесь нет нужды говорить.

Так вот, тот один-единственный шаг - прорыв, о котором я говорил выше, как раз и является образом того, что каждый человек, в любое время, в любом месте имеет возможность подойти к стене второй ступени, и взобраться на неё. Хотя, конечно же, здесь нельзя забывать о двух необходимых условиях осуществления этого действа: - рост человека должен позволять ему зацепится руками за край второй ступени и он должен обладать достаточной силой, чтобы влезть на неё ;)
По сути дела, вся деятельность людей на первой ступени, включая их движение в бесконечную даль, где обе ступени становятся одним, в общем-то, и предназначена для того, чтобы обрести необходимый рост и жизненную силу …}

****

Пока человек не сделал этот шаг, он пребывает в поисках (ищет или идёт) вместе с массой других, таких же ищущих, поэтому (осознанно или неосознанно) он сравнивает себя с ними (по крайней мере, - как-то воспринимает их). Он может их принимать или отвергать, любить или ненавидеть, враждовать или дружить, …, может считать свой путь правильным или неправильным …, - неважно, - всё это является его опорой в поддержании собственного сознании, т. е. позволяет ему быть в сознании и осознавать это.
Когда же свершается прорыв за пределы …, человек уже не видит всего множества людей с их разнообразными мнениями, он остается один на один с самим собой и совсем Мирозданием, с Богом, с Истиной, созерцаемых ЧЕРЕЗ САМОГО СЕБЯ.

И всё это предстает перед его взором не в каких-то объективных чертах и образах, а именно в тех, которые являются своеобразным фокусом опыта всей его цельной жизни (жизней). Быть может поэтому, в мгновенье озарения (просветления) буддист видит Будду, христьянин – Христа, грешник – Ад, ученый – решение заветной научной проблемы, художник – прекрасную картину, композитор – чудесную мелодию и т.п.

Эти образы – одеяния Истины могут быть очень похожими, практически быть одинаковыми у разных людей, и это обстоятельство вовсе не является каким-то непостижимым или признаком некой непременной объективности созерцаемого ими, ибо племя, общество, социум, сама жизнь, - всё это исправно делает свое дело, непрерывно строгая своих буратиноподобных существ по одним и тем же шаблонам.

Многие из просветлённых на этом ставят «точку». Они либо пассивно блаженствуют, время от времени, пребывая в высших сферах, либо начинают несвязно рассказывать другим людям о своих видениях, либо догматично учить других, как достичь того же, что и они сами, либо интуитивно черпать «оттуда» некие отдельные идеи (информацию), с последующим их использованием в обычной жизни, либо, наконец, самые разнообразные комбинации всего этого и, возможно, еще другого, здесь мной упущенного.

В месте с тем, всегда были, есть и будут другие просветлённые, которые, прозревая определенными образами, вполне осознавали индивидуальную и обусловленную окраску этого действа, поэтому после свершения его ставили лишь «запятую» …

Это были люди, которые, не взирая на столь яркое и впечатляющее событие в их жизни (просветление), смогли сохранить трезвость управляемого ума, самообладание, беспристрастность, средоточие и дисциплину духа. Они, быть может и интуитивно, но все же как-то ощущали, что те образы, посредством которых они могли созерцать «там», и в котором перед ними предстала сама Истина, - это всего лишь её одеяния, обусловленные всем жизненным опытом, - эпохой, принадлежностью к племени, образованием, … и усилиями прозревшего.
И, чтобы суметь хотя бы как-то приподнять покрывало, скрывающее лик Изиды (Истины), необходимо попытаться понять (постичь) иные её одежды, в которые её вынуждено облачают другие прозревшие. Такое понимание других, мне представляется очень важным для удержания сознания в адекватном состоянии «там», в условиях, когда остаешься один на один с самим собой и нет иной зацепки для сознания.

Иначе сказать, стремление понять другие одежды Истины посредством таких же её одежд, только собственного покроя ;) , по сути своей, является если и не единственным, то, по крайней мере, надежным средством сохранять себя в сознании, пребывая «там» (быть «там» в сознании). Ибо, хотя одежды могут быть и совершенно разными, но Истина то, которая в них облачается, – всегда и неизменно одна и та же!

Чтобы осуществить  такое понимание, необходимо сделать трудный и необычный ПЕРЕХОД от собственного одеяния Истины, посредством её же элементов, к другому одеянию, обеспечивающий их естественное единение, в котором они становятся одним и тем же.
Мне кажется, что благодаря таким устремлениям и возникали в истории человечества такие совершенно уникальные люди, как:
- Пифагор, с его музыкой небесных сфер, гармонией звука и … всё есть число …;
- Леонардо да Винчи, с его многочисленными техническими изобретениями, «золотой» пропорцией, «Тайной вечерей» и Витрувианским человеком …;
- Николай Кузанский, с его абсолютными максимумом и минимумом, которые совпадают и между которыми пребывает всё множество отдельных вещей Мироздания, а так же его божественной геометрией …;
- Лейбниц, с его монадологией, дифференциальным исчислением и попыткой матемизировать логику …;
- Г.Гессе, с его «Игрой в бисер»! …,
и многие, многие другие известные, а ещё более – безызвестные, чей труд вовсе не пропал зря, а таится в каждом из нас, ожидая своего часа …

Стремление объединить различные одеяния Истины в одно, не только способствует подержанию сознания «там», но и проявлению качественно иного познания.

Дело в том, что с одной стороны, успешная реализация такого разнородного единения, является единственным свидетельством (доказательством) того, что те свои одежды, в которых ты смог созерцать Истину, несколько тоньше и прозрачнее, чем рассматриваемая другая.
В таком контексте, сам акт единения с другой одеждой одной и той же Истины, является одной из сторон осознанного (иного) познания этой самой другой одежды (проявления) Истины.
С другой стороны, в случае изначальной неудачи, могут быть как-то уточнены или откорректированы СОБСТВЕННЫЕ! образы (одежды) Истины, для достижения необходимого успешного единения.
Поэтому другой стороной иного познания является постоянное утончение и просветление (а иногда, - даже и приоткрытие самого покрывала) своих одежд Истины, используя для этого никак не стыкующиеся с ними другие её одежды

Таким образом, процесс иного познания являет собой как бы двунаправленный (двусторонний или закольцованный) и целостный процесс, в котором любое сознательное усилие (устремление) по единению со всевозможными разнообразными и разнородными образами одной и той же Истины (будь то различные одежды в умах людей или отдельные феномены природы), позволяет не только заглянуть под покрывало ВСЕХ возможных одежд Истины, но и ПОНЯТЬ! отдельные и разнообразные её проявления (одежды), обеспечивая при этом их естественное ЕДИНСТВО!

Чем в большем количестве разнообразных других одежд будет достигнуто единение (смог рассмотреть свой собственный силуэт Истины), тем в большей степени познаешь проявленный Мир и одновременно невидимую Истину.

Успехов, Алек.

0

7

Алек

«Вы хотите утвердить,
что истинна только философия Адвайты. Она, несомненно, истинна, но не
закончена. Все философии опираются на одну истину, потому что истина
безгранична и неописуема только одним языком. Истинная, законченная философия
должна охватывать полное целое. А в полном целом есть и двойственность
и недвойственность одновременно. …»

РейРо, может так случиться, что то, что говорят сегодня об Адвайте, и то, что она собой представляла изначально, являются различными вещами ...

Буквально месяц назад сделал запись в своем дневнике, фрагмент которой привожу ниже.

……..
Всякий раз, когда я, так или иначе, сталкивался с Адвайтой, то мной всегда овладевало какое-то невыразимое, но вместе с тем и вполне ясное ощущение некой особенной основательности, фундаментальности, совершенства и глубины, таящихся в ней. Однако, когда я пытался понять смысл того, о чем говорят учителя Адвайты, я всегда ловил себя на ощущении того, что это все не-то …
То скрытое и неявное ощущение предельной цельности Адвайты, которое я испытывал интуитивно, никак не гармонировало и не стыковалось с тем, что говорили учителя этой самой Адвайты. В конце концов, я смирился с таким своим восприятием Адвайты, решив для себя, что, возможно, я это учение просто не понимаю должным образом или же понимаю, но как-то по-своему.
Так или иначе, но у учителей Адвайты я сумел рассмотреть более неясностей и туманностей, чем само учение.

В общем, Адвайта в моем представлении каким-то образом заняла место, подобное прекрасному мифу, в котором, несомненно, что-то ценное содержится.

И вот сегодня, благодаря какому-то удивительному стечению обстоятельств, я обратил свое внимание на само название учения Адвайты, - «Не-двойственность». И буквально сразу же в глаза бросилась одна вещь, показавшаяся мне довольно странной.

Дело в том, что когда приверженцы или последователи Адвайты пытаются как-то раскрыть (донести) смысл этого самого основополагающего понятия «Не-двойственности», то они переходят к оперированию несколько другими понятиями, такими как Единое, Одно, То, Абсолют, Всё и т.п. При этом, как-то незаметно и автоматически полагается что «Не-двойственность» если и не тождественна им, то, по крайней мере, - подобна.

Казалось бы, ну и назвали бы тогда свое учение каким-нибудь одним из этих более конкретных и ясных имен … Так нет же, прародителю этого учения нужно было обязательно назвать свое детище именем, содержащим в самом себе отрицание, в виде частицы «Не». А ведь, эта отрицающая частица, уже сама по себе, совершенно четко и ясно указывает на неизбежное существование другого, противоположного элемента (аспекта или тезиса), образующего в совокупности с первой двойственность!

Иначе сказать, любой образ или понятие, вместе с именем которого используется отрицающая частица, неизбежно представляет собой одну из двух неотъемлемых противоположностей (антитезис и тезис), образующих собой двойственность.

Таким образом, получается удивительная и совершенно невероятная вещь, - само название учения Адвайты, - «Не-двойственность», с одной стороны, указывает на существование некой «Не-двойственности» как бы в абсолютном смысле, но, с другой стороны, явно и намеренно использует для раскрытия её смысла ничто иное, как изначальную (или предельную) двойственность, образуемую такими противоположностями, как «не-двойственность» и «двойственность».

Чтобы не потерять ясность в чрезмерном употреблении слова «двойственность», в качестве её противоположностей можно использовать такие понятия, как:
- Единое и Множество;
- Одно и Два;
- Единство и Двойственность;
- Монада и Диада.

Сегодня мне кажется, более или менее, ясным, что основополагающая суть учения Адвайты пребывает вовсе не в самом буквальном понятии «Не-двойственности», в его абсолютном смысле, поскольку «не-двойственность» уже неизбежно предполагает свою закономерную противоположность в виде всем известной «двойственности», которые вместе, в конечном итоге, и образуют собой ту самую двойственность, за пределы которой многие и пытаются сегодня вырваться.

Более того, понятия «двойственности» и «не-двойственности», в таком контексте как бы замыкаются друг на друга, образуя собой Круг (Предельный Круг Двойственности), когда любое устремление (выбор) к «не-двойственности» (или «двойственности»), неизбежно обращает обратно к «двойственности»!

Надо отдать должное древним индийским мудрецам - прародителям Адвайты, поскольку более тонкого, многогранного и глубокого названия для этого учения, вряд ли было вообще возможно подобрать. Ведь такой двойной смысл понятия «Не-двойственности», присутствующий в самом названии учения, не только непосредственно указывает на проблему невозможности своеобразного линейного выхода за пределы всякой Двойственности, путем осуществления простого выбора и сосредоточения внимания исключительно на «Не-двойственности», самой по себе как таковой, но и самим своим очевидным и ясным демонстративным проявлением этой проблемы, буквально указывает на единственно возможный путь её решения …

И этот путь, удивительный и таинственный путь к «Не-двойственности» заключается в постижении (переживании осознания) того, что «не-двойственность» и «двойственность» есть одно и то же, т.е. – они тождественны. Но они тождественны не так, что по отдельности являются равными друг другу, а что они есть именно одно и то же!

Иначе сказать, Единое и Двойственное – это одно и то же, представляющее собой изначальное Тождество!

…………

Если кого-то заинтересовало подобное видение и мысли, то могу выслать по указанному вами адресу эту запись полностью. Здесь разместить не могу, поскольку объем достаточно велик для формата форума, и, кроме того, там я использовал графические образы для некоторых пояснений …

0

8

пантера120


Почему люди любят задавать вопросы, на которые не хотят слышать ответы?

Как-то был случай на работе. Рядом со мной стояли двое молодых человек,
и подошла девушка, очень эффектная и они сразу на нее повелись и начали
с ней заигрывать, и один спрашивает:
-Привет, как дела?

А девушка берет, разворачивается к нему и почти скороговоркой рассказывает
как у нее дела. А потом просто уходит.
Парень весь абалдел, смотрит на меня и спрашивает:
- Она че, больная?

Я говорю:
- Ну почему, ты же сам ее спросил как дела, она взяла и рассказала.

А он ответил:
- Ну я же не хотел чтобы она действительно начала тут рассказывать как у нее дела!!!

Вот такая история.
И вот провожу аналогию со странниками.
Сколько тут задавалось вопросов...и большинство из вопросов
странники помечали просто смайликом с пчелкой. И вот подумала,
а как бы люди отреагировали, если бы странники действительно, взяли
да и ответили на все эти десятки, а может и сотни вопросов?
Не было бы такого впечатления как у того парня? Вы че, больные там все что-ли?

Все, или почти все эти вопросы пришли из неоткуда, и ушли в никуда.
Под ними не было твердого фундамента, не было истинного желания, или
скорее не желания, а необходимости, действительной потребности искать ответы
на эти вопросы. А если самому человеку это не надо, зачем это нужно странникам?
Да и  зачем отвлекать человека своими ему не нужными ответами...
мда...

Я помню, что я тоже много вопросов задавала, а вот сейчас если попытаться вспомнить,
что это были за вопросы...на самом деле я помню только два, потому что только
они и сопровождали меня в течении этих двух лет, последних.
Один из них, это как видеть СВЕТ, постоянно,э его я задала еше на ариоме,
и второй, как избавиться от внутренней раздробленности. Вот, а остальные вопросы
похоже были не настояшими вопросами, не моими.

0


Вы здесь » По следам Странников » "Ощупывая Светлого Слона" » Иллюзия познания